Откуда чай в России

В 1638 году русский посол Василий Старков привез царю Михаилу Федоровичу дары от монгольского Алтын-хана — среди монгольских тканей и мехов лежали свертки с необычными сухими листьями. Терпкое и горьковатое «зелье», как прозвали тогда чай, пришлось по вкусу царю. Однако присланные Алтын-ханом четыре пуда чая быстро закончились, и скоро вкус чая в Москве стали забывать. 

Спустя 30 лет, при царе Алексее Михайловиче, русский посол Иван Перфильев вновь привез чай в Россию из Китая, а в 1769 году Россия заключила первый договор на поставку чая.

Возить чай было опасно: по пути караваны часто разоряли и грабили, именно поэтому многие подрядчики отказывались брать чай для транспортировки. Сложность заключалась и в отслеживании чайного пути, ведь в отличие от других товаров — фарфора, тканей, меха, которые можно было детально описать и узнать, след чая после пересыпания в новую тару бесследно терялся, и поймать грабителей было невозможно.
 
Но несмотря на опасности, поставки чая в Россию стремительно росли. К концу XVIII века они составляли 30 % всего русского импорта из Китая, а к середине XIX века — уже 90 %.

Кто пил чай

Чай для России был редким и дорогим удовольствием — он стоил в десять раз дороже, чем в Европе, так как доставлялся в Россию торговыми караванами, а путь от Пекина до Москвы занимал около года. Поэтому он был доступен только элите: аристократии, купечеству и высшему духовенству. 

Со временем стала увеличиваться доля морских перевозок и в конце 19 столетия начинается поистине великое шествие чая по России. Чай дешевеет, продается в торговых лавках, а по всей стране открывается все больше «чайных».

Чай обязательно брали в экспедиции и военные походы. Многие русские путешественники и военные пили чай «пуэр», так как он был неприхотлив в перевозке, отлично согревал, бодрил и лечил от различных хворей.

Какой был чай

До появления чая, традиционными русскими напитками были так называемые узвары — напитки из трав, листьев, соцветий и ягод, которые собирали, сушили и хранили в мешках. Помимо узваров, на Руси пили хлебный квас, кисель и сбитень — напиток из мёда и пряностей.

На русском рынке знали два вида чая: караванный (кяхтинский), который везли сухопутными маршрутами по Велико­му чайному пути, и кантонский: он вывозился из Китая морем и уже через Европу попадал в Россию. 

Помимо деления чая по маршруту доставки, было деление на фамильный и ординарный. Фамильным называли более дорогой и качественный чай от проверенного, известного поставщика, и позволить его могли себе только состоятельные люди. В трактирах и чайных пили чай ординарный, более низкого качества, история происхождения которого была неизвестна. Например, это мог быть старый лежалый чай, доставленный контрабандой. Так же, более низкие слои общества пили так называемый «спитой» чай — заваренный несколько раз.

Предпочтения к чаю в русском обществе тоже отличались. Ценители из более состоятельных слоев общества предпочитали зеленый, белый и желтый чай, а также улуны. Эти сорта имели тонкий вкус и требовали определённого  заваривания: имела значение мягкость и температура воды, а также время заваривания чайного листа. Красный чай, который в Европе и России называют черным, был дешевле, не зависел от правильного заваривания, и имел менее изысканный вкус.

Несмотря на развитие чайной торговли, везти чай из Китая было крайне дорого, поэтому на рынке было много подделок. Самым распро­страненным сырьем для поддельного чая были кавказский брусничный лист и кипрей, известный как «иван-чай». 

После революции 1917 года масштабный ввоз чая в Россию прервался на несколько десятилетий. Долгие годы в СССР пили кавказский чай, который выращивали на планта­циях, засаженных еще до революции. Во второй половине ХХ века его стали смешивать с индий­ским и цейлонским чаями. Вкус и аромат чая из советских магазинов — это вкус чайной смеси из разных регионов мира. Сегодняшние массовые чаи — это тоже купажи, но более качественные и разнообразные по своему составу. 

Современным ценителям снова стал доступен любой чай, включая сорта, которые не менялись на протяже­нии столетий — удивительно, что можно попробовать чай, который пил первый император династии Чжоу.

Где пили чай

Популярными местами для чаепитий в дореволюционной России были чайные и трактиры. В них назначали встречи, заключали важные сделки и обсуждали последние новости. Многие чайные превращались в ночлежки, а по праздникам развлекали народ музыкой из граммофона.
Кроме того, были популярны чайные посиделки на природе: народ ставил большой шатер, вокруг которого ставились шалаши и палатки, где продавали всевозможные сладости и угощения, а самовары дымились на расставленных всюду столах. 
Наконец, пили чай и в дороге, остановившись на привал. Были созданы специальные дорожные самовары, а также погребцы — ящики с чашками и емкостями для чая и сахара.

Как и с чем пили чай

Стол к чаепитию всегда накрывали скатертью — она была обязательным украшением не только в домах, но в трактирах и чайных. Под чашки с блюдцами выкладывались специаль­ные кружевные салфетки. В зажиточных купеческих семьях было принято пить чай из фарфоровых блюдечек, считалось, что так он быстрее остывает. В домах крестьян пили чай из того, что было в доме — это могла быть глиняная, деревянная, или любая другая посуда. 

Чай в русской семье хранила женщина-хозяйка в специальных «чайницах» — емкостях для хранения чая, которые закрывались на ключ. Заваривала чай и разливала его по чашкам тоже сама хозяйка. В редких случаях, когда на чаепитие в семью приглашали жениха, доверить заваривание чая могли дочери на выданье — это должно было показать ее навыки ведения хозяйства.

За чайным столом было не принято курить, петь, громко смеяться, спорить. Тяжелые темы за столом не поднимались. Все было чинно и спокойно. Можно было тихо общаться, читать, разгадывать шарады, делиться последними новостями и неспешно пить чай.

Чай заваривали по-особенному — чайные листья насыпали в маленький заварочный чайник, а сверху надевали тряпичную куклу, которая исполняла роль грелки, чтобы заварка настоялась как следует. Такой метод заваривания чая, наверное, крайне удивил бы китайцев и японцев, которые предпочитают заваривать чайные листья проливом.
 
Русское чаепитие отличалось богатством угощения. К чаепитию подавали свежие ягоды, мед, варенье, сахар, фрукты и сухофрукты, молоко, масло, печенье, блины, калачи, крендели, булочки, бублики, пироги, баранки, сухари, пряники, гренки, конфеты, вафли, пастилу и даже мясные блюда. Кроме сладостей и выпечки любимым чайным угощением были соленые лимоны, которые привозили в Россию в бочках.

Производители запускали целые линейки выпечки для чая: «Чайное печенье», «Чайные конфеты», «Чайные пряники» и так далее.

Главный атрибут

Новую ноту в русское чаепитие внесло появление самовара — он стал главным участником русского чайного застолья и обязательным предметом любого дома.

Сосуды для подогрева воды, похожие на самовар, были известны и в Древнем Китае, и в античной Греции. Но именно в России самовар отличался особой красотой украшения и стал одним из национальных символов.

Первые русские самовары начали изготавливать в середине XVIII века в Сибири. Чуть позже начали открывать целые заводы по изготовлению самоваров в Туле. Изначально материалом для самоварного производства служила медь, затем начали использовали латунь, которая по своим физическим свойствам, из-за относительно низкой теплопроводности была наиболее удобна для производства самоваров.

У русского самовара было много имен: на юге говорили «самоварец» и «самодур»; ярославцы звали его «самогаром», вятчане «самогреем», а жители Курска «самокипцем».

Чай для русского человека не просто напиток — это черта русского характера, традиционный элемент общения, символ гостеприимства и открытой души.